Панчев Сергей Сергеевич(1900–1961)

геолог, много лет работавший главным инженером Саксонского горного управления Первого главного управления при СМ СССР (в дальнейшем Советско-Германское акционерное общество (СГАО) «Висмут»). Внес большой вклад в рост добычи урана. В 1950-х годах руководил строительством ГХК. Герой Социалистического Труда (1949), лауреат Сталинской премии (1950).
Сергей Сергеевич Панчев родился 24 августа 1900 года в селе Казаки ныне Данковского района Липецкой области в многодетной крестьянской семье.
С 14 лет он начал работать репетитором, затем чернорабочим и буровым мастером в Епифанском каменноугольном районе Тульской области.
С.С. Панчев участвовал в Гражданской войне, воевал в 1919 году против белого генерала К.К. Мамонтова в составе Добровольного отряда Красной Армии.
С 1920 года С.С. Панчев работал в Москве чернорабочим, затем электромонтёром и чертёжником на московском заводе «Серп и Молот». В 1921 году поступил в Московскую горную академию, одновременно работал преподавателем в рабочих кружках.
Учебную и дипломную практику С.С. Панчев проходил на шахте в Донбассе и в горном отделе Высшего совета народного хозяйства СССР. В этом же отделе по завершении в 1925 году учёбы работал инженером. Затем с 1926 по 1931 гг. занимал различные должности на шахтах Донбасса и Тульской области.
В 1932 году, когда развернулось строительство Московского метрополитена, С.С. Панчева перевели в столицу. Какое-то время он был главным инженером шахты на станции «Красные ворота», а в 1939 году его назначили заместителем главного инженера Метростроя.
В годы Великой Отечественной войны С.С. Панчев продолжал работать в Метрострое, в 1942-1943 гг. руководил тоннельно-скальными работами на линии Сталинск-Тайшет. Затем до декабря 1946 года возглавлял Управление нового шахтного строительства Метростроя.
В декабре 1946 года С.С. Панчев был переведён в Германию, в советскую оккупационную зону, и назначен главным инженером Саксонского горного управления Первого главного управления при Совете Министров СССР (первоначально войсковая часть № 27304), занимавшегося добычей урана в Рудных горах Саксонии. 4 июня 1947 года Горное управление было преобразовано в Советско-Германского акционерное общество (СГАО) «Висмут» Главного управления советского имущества за границей (ГУСИМЗ) при Совете Министров СССР, а С.С. Панчев был назначен его главным инженером.
Основу общества составляли крупные горнодобывающие объекты, в состав которых входили 4-8 рудников и обогатительные фабрики. Численность работников на рудниках составляла 1000-6000 человек. В районах деятельности предприятий СГАО «Висмут», охранявшихся советскими воинскими подразделениями, действовал порядок особых зон.
В 1945-1947 гг. поисковые и разведочные работы в горах Саксонии велись одновременно с развернутой добычей урановой руды. В 1948 году успешными поисково-ревизионными работами были введены в эксплуатацию месторождения Беренштайн, Мариенберг, Фрайталь, Нидерпебель, Сайфенбах и крупнейшее по запасам урана месторождение Нидершлема-Альберода. В следующем году интенсивные поисковые и разведочные работы привели к открытию новых месторождений Цобес, Шнеккенштайн и Берген. СГАО «Висмут» постепенно превратилось в комплекс горно-химических предприятий.
Кроме советских инженерно-технических работников для ускорения добычи урана в Германию командировались бригады проходчиков из Метростроя, угольных шахт Донбасса и Мосбасса. Вместе с тем, основная масса шахтеров СГАО «Висмут» в первые годы деятельности предприятия не имела горняцких профессий, что зачастую становилось причиной несчастных случаев. Для подготовки немецких кадров рабочих и повышения квалификации работающих специалистов с 1946 года были организованы специальные курсы для ускоренной подготовки горняков основных профессий. В начале 1947 года главный инженер в/ч 27304 С.С. Панчев утверждает документ «Мероприятия по обеспечению техники безопасности на предприятиях». Им предусмотрено организация курсов по технике безопасности на всех объектах.
В 1949 году для облегчения труда горняков при бурении шпуров началось широкое внедрение телескопических буровых поддержек, на проходческих работах стали применять технологические паспорта и унифицированные сечения выработок, что значительно увеличило безопасность труда.
Добыча урана на рудниках СГАО «Висмут» резко росла год от года. Если в 1946 было добыто 15,7 тонн металлического урана, то в 1947 году – 150 тонн, в 1948 году – 321,2 тонны, а в 1950 году – 1224,2 тонны, то есть за пять лет добыча столь нужного СССР урана выросла в 78 раз. Немалый вклад в эту цифру внес и главный инженер С.С. Панчев.
Правительство страны и лично И.В. Сталин держали добычу урана и наращивание запасов под особым контролем. В СГАО «Висмут» приезжали В.М. Молотов, А.И. Микоян. В 1949 году, после успешного испытания первой советской атомной бомбы, многие работники СГАО «Висмут» были отмечены наградами. В частности, Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Социалистического Труда научным, инженерно-техническим и руководящим работникам научно-исследовательских, конструкторских организаций и промышленных предприятий» от 29 октября 1949 года за исключительные заслуги перед государством при выполнении специального задания Панчеву Сергею Сергеевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Кроме этого, Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении и премировании за выдающиеся научные открытия и технические достижения по использованию атомной энергии» от 29 октября 1949 года за разработку и осуществление новой системы горного вскрытия месторождений урана и внедрение скоростных методов проходки горно-капитальных выработок, обеспечивающих быстрое освоение рудной базы урана, Панчеву Сергею Сергеевичу была присуждена Сталинская премия 1-й степени.
В его характеристике от 22 марта 1950 года сказано, что «Панчев С.С. обладает хорошими техническими и организаторскими способностями, энергичный и трудолюбивый, требовательный к себе и подчиненным. Имея большой опыт руководящей работы, успешно разрабатывает и проводит в жизнь технические мероприятия, направленные на развитие производства и увеличение добычи продукции. Правильно расставляет инженерно-технические кадры в управлении и войсковой части, передает им свой опыт в работе, повышает их производительность, квалификацию». Однако через полгода, в сентябре 1950 года генеральный директор СГАО «Висмут» М.М. Мальцев отстраняет С.С. Панчева от работы со следующей формулировкой: «В связи с болезнью и возрастом т. Панчев С.С. не может систематически посещать подземные выработки и участки работ и обеспечить возросшее техническое руководство горными работами».
С.С. Панчев оставил пост главного инженера СГАО «Висмут». С 19 октября 1950 года он становится главным инженером и заместителем начальника Восьмого управления Главного управление советским имуществом за рубежом при СМ СССР.
В 1950 году в рамках советского атомного проекта стартовало строительство Комбината № 815 (Горно-химический комбинат, ГХК) в городе (до 1954 года – рабочем посёлке) Красноярск-26 (ныне – Железногорск) Красноярского края. Комбинат № 815 предназначался для наработки плутония для атомной бомбы – в нем в подземных тоннелях в скалистых массивах отрогов Саян должны были работать промышленные уран-графитовые реакторы. В соответствии с постановлением СМ СССР для ГХК планировалось сооружение не менее 3-х входных тоннелей для доставки рабочих на работу и обратно, сооружение массивных заслонов на входных тоннелях для защиты подземных сооружений комбината, разделение подземных объектов комбината на ряд отсеков и пр. Предстояло создать горные выработки, в которых могло поместиться 23-этажное здание на глубине не менее 230 м от поверхности. Их сооружением занималось Управление строительства № 944 (Горное управление, п/я 9).
В 1950 году постановлением Совмина СССР заместителем начальника Управления строительства № 944 по горно-проходческим работам назначают генерал-директора пути и строительства III ранга Н.М. Эсакия, бывшего начальника С.С. Панчева по СГАО «Висмут». Постановлением Совмина СССР от 27 августа 1951 года Горное управление выделялось из состава Управления строительства железных рудников в самостоятельную организацию в составе Главтоннельметростроя Министерства путей сообщения СССР. Его начальником назначают Н.М. Эсакия, который настоял на приезде в Красноярск-26 С.С. Панчева. С.С. Панчев был назначен главным инженером Горного управления и несколько лет руководил строительством предприятия оборонной промышленности и города Красноярск-26. Высокая эрудиция, техническая грамотность, богатый опыт ведения горных работ позволили ему буквально в считанные дни организовать горно-проходческие работы для комбината № 815.
С.С. Панчева вспоминают как удивительно скромного, высокоэрудированного человека, всегда спокойно, без суеты решавшего сложнейшие вопросы проходки горных выработок, необычных по своим размерам. Хорошие деловые отношения с начальником управления Н.М. Эсакия, богатый производственный опыт позволяли ему успешно проводить эффективную техническую политику в горном управлении.
Работы по строительству комбината № 815 и города разворачивались стремительно. Многое в технологии строительства применялось впервые, особенно на горно-проходческих работах. С каждым днем увеличивалось количество рабочих. К концу 1951 года на стройке было занято около 2 тысяч гражданских работников, свыше 20 тысяч военных строителей и порядка 10 тысяч заключенных. На июнь 1954 года здесь уже работали 9425 человек гражданского населения, 35425 военных строителей и 11,5 тысяч заключенных.
С.С. Панчеву приходилось решать сложнейшие технологические вопросы проходки горных выработок необычного объема и высотой до 70 метров, их крепления и множество других. Объемы горных работ были поистине потрясающие. Если сравнивать, например, объем Московского университета на Ленинских горах со всеми учебно-вспомогательными корпусами, равный 2,7 млн. куб. метров, с объемом выработок ГХК, то объект в Красноярске-26 оказывался почти в четыре раза больше.
В 1955 году С.С. Панчев по состоянию здоровья оставляет работу в Красноярске-26 и возвращается в Москву. Здесь он работает заведующим кафедрой буровзрывных работ в Московском горном институте, пишет учебник «Проходчик подготовительных и капитальных выработок металлических рудников», изданный незадолго до его кончины.
Сергей Сергеевич Панчев умер 15 октября 1961 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Помимо званий «Герой Социалистического Труда» и лауреат Сталинской премии 1-й степени С.С. Панчев был награждён орденами Трудового Красного Знамени (02.05.1944), Красной Звезды (29.07.1945), «Знак Почёта» (08.05.1942), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (05.02.1939). Ему было присвоено звание генерал-директор пути и строительства 3-го ранга (звание введено указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября 1943 года для высшего начальствующего состава железнодорожного транспорта, морского и речного флотов, ведомства связи.