Календарь памятных дат и событий

31 декабря 1959 г.

Поста­нов­ле­нием Пра­ви­тель­ства СССР атом­ный ледо­кол «Ленин» при­нят в опыт­ную экс­плу­а­та­цию.

Пер­вая атом­ная паро­про­из­во­дя­щая уста­новка (АППУ) ледо­кола «Ленин» про­ра­бо­тала 6 нави­га­ций, пока­зав свою рабо­то­спо­соб­ность в самых тяже­лых усло­виях экс­плу­а­та­ции. Мощ­ная энер­ге­ти­че­ская уста­новка (44 тыс. л. с.) при­дала ледо­колу совер­шенно новые каче­ства, осо­бенно важ­ные в усло­виях Арк­тики, — боль­шую авто­ном­ность пла­ва­ния, воз­мож­ность дли­тель­ной работы вдали от баз заправки топ­лива, высо­кую про­хо­ди­мость во льдах.

31 декабря 1967 г.

Вве­ден в экс­плу­а­та­цию Гат­чин­ский научно-экс­пе­ри­мен­таль­ный ком­плекс (НЭК), став­ший пло­щад­кой для испы­та­ния тех­но­ло­гий пере­ра­ботки отра­бо­тан­ного ядер­ного топ­лива (ОЯТ) и ути­ли­за­ции радио­ак­тив­ных отхо­дов (РАО).

НЭК осна­щен цепоч­ками горя­чих камер и тяже­лых бок­сов, обо­ру­до­ван систе­мами сбора и ути­ли­за­ции РАО, газо­очистки, ради­а­ци­он­ного кон­троля, физи­че­ской защиты и дру­гими систе­мами, необ­хо­ди­мыми для выпол­не­ния работ по 1 классу.

За время суще­ство­ва­ния НЭК были про­ве­рены раз­лич­ные вари­анты экс­трак­ци­он­ной тех­но­ло­гии пере­ра­ботки ОЯТ, вклю­чая тех­но­ло­гии заво­дов РТ-1 и РТ-2, вод­ную часть ком­би­ни­ро­ван­ной тех­но­ло­гии. В про­цессе этих испы­та­ний было пере­ра­бо­тано более 140 кг раз­лич­ных типов ОЯТ.

31 декабря 1969 г.

После про­ве­де­ния государ­ствен­ных испы­та­ний Пра­ви­тель­ствен­ной комис­сией под­пи­сан акт о при­емке в состав ВМФ СССР атом­ной под­вод­ной лодки К-162 — ско­рост­ной лодки с двумя ядер­ными энер­ге­ти­че­скими уста­нов­ками мощ­но­стью реак­тора 177 МВт (водо­из­ме­ще­ние — 5197 куб. м, длина — 107 м, ширина — 11,5 м, осадка — 8 м, глу­бина погру­же­ния — 400 м, ско­рость над­вод­ная — 16 узлов, под­вод­ная — 42 узла, кры­ла­тых ракет с под­вод­ным стар­том — 10, тор­пед­ных аппа­ра­тов — 4).

Высо­ко­ско­рост­ная АПЛ про­екта «661» (глав­ные кон­струк­торы Н.Н. Иса­нин и Н.Ф. Шуль­женко) — пер­вая в мире под­вод­ная лодка с кор­пу­сом из тита­но­вого сплава. Для нее НИКИЭТ спро­ек­ти­ро­вал в 1959-1960 гг. самую мощ­ную для тех лет в мире блоч­ную двух­ре­ак­тор­ную уста­новку В-5, питав­шую паром две тур­бины мощ­но­стью по 40 000 л.с. на греб­ных валах АПЛ.

Пред­ше­ствен­ни­цей этого про­екта была раз­ра­бо­тан­ная в 1956-1957 гг. пер­вая блоч­ная РУ для пла­ни­ро­вав­шейся, но так и не постро­ен­ной АПЛ про­екта «639». Боль­шин­ство ее ори­ги­наль­ных тех­ни­че­ских реше­ний нашло свое вопло­ще­ние в уста­новке В-5, став­шей про­то­ти­пом оте­че­ствен­ных кора­бель­ных РУ после­ду­ю­щих поко­ле­ний.

Созда­ние уста­новки В-5 поз­во­лило совер­шить ска­чок в кора­бель­ной ядер­ной энер­ге­тике: по удель­ной массе она в 2 раза, а по удель­ной энер­го­на­сы­щен­но­сти отсека в 2,5-3 раза пре­вы­сила соот­вет­ству­ю­щие харак­те­ри­стики РУ нашей пер­вой АПЛ и зару­беж­ных атом­ных суб­ма­рин. Уни­каль­ные каче­ства АПЛ про­екта «661» и ее реак­тор­ной уста­новки наглядно про­яви­лись в уста­нов­ле­нии в 1970 г. лод­кой (ее назвали «Золо­той рыб­кой») непре­взой­ден­ного до насто­я­щего вре­мени миро­вого рекорда ско­ро­сти под­вод­ного хода — 44,7 узла.

31 декабря 1976 г.

При­ка­зом мини­стра МСМ НИИАР утвер­жден голов­ным пред­при­я­тием по раз­ра­ботке тех­но­ло­гии и изго­тов­ле­нию ней­трон­ных источ­ни­ков из кали­фор­ния-252 и кюрий-берил­ли­е­вой ком­по­зи­ции. В этом же году сотруд­ники инсти­тута за про­из­вод­ство кали­фор­ния-252 удо­сто­ены 1 золо­той, 1 сереб­ря­ной и 6 брон­зо­вых меда­лей ВДНХ.

31 декабря 1983 г.

При­нята на воору­же­ние пер­вая оте­че­ствен­ная стра­те­ги­че­ская кры­ла­тая ракета (СРК) Х-55 раз­ра­ботки КБ И.С. Селез­нева с ЯБП раз­ра­ботки ВНИИА. Для Х-55 был создан уни­каль­ный по своим харак­те­ри­сти­кам ЯБП, выдер­жи­ва­ю­щий не только дли­тель­ный полет под само­ле­том-носи­те­лем, но и мно­го­ча­со­вой авто­ном­ный полет ракеты. Были решены про­блемы дли­тель­ной работы системы авто­ма­тики, ее энер­го­обес­пе­че­ния и др. СРК Х-55 были осна­щены стра­те­ги­че­ские бом­бар­ди­ров­щики Ту-95МС и Ту-160.

За работы по созда­нию ЯБП для ракеты Х-55 сотруд­ники ВНИИА удо­сто­ены высо­ких наград: А.А. Бриш — зва­ния Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда, Ю.Н. Бар­ма­ков — Ленин­ской пре­мии, В.Г. Зару­вин­ский — Государ­ствен­ной пре­мии.

31 декабря 1988 г.

Сдан в экс­плу­а­та­цию атом­ный лих­те­ро­воз-кон­тей­не­ро­воз «Сев­мор­путь» — круп­ней­шее в мире судно с ядер­ной энер­го­уста­нов­кой, спо­соб­ное пре­одоле­вать лед тол­щи­ной до 1 м. Ядер­ная энер­ге­ти­че­ская уста­новка не огра­ни­чи­вает даль­ность и про­дол­жи­тель­ность пла­ва­ния. Глав­ное назна­че­ние ато­мо­хода — доставка раз­лич­ных народ­но­хо­зяй­ствен­ных гру­зов в лих­те­рах и кон­тей­не­рах в север­ные рай­оны страны.