Со стапелей Балтийского завода спущен на воду атомный ледокол «Россия».
Наибольшая длина ледокола — 150 м, ширина наибольшая — 30 м, высота борта — 17,2 м, тип главной установки — атомная турбоэлектрическая, мощность главной установки — 75 000 л. с., максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 уз.
Рейс «Арктики» на Северный полюс и высокоширотное плавание «Сибири» подтвердили высокие технические и эксплуатационные качества атомоходов, показали, что они по-прежнему остаются самыми мощными и наиболее современными судами данного типа. Это предопределило продолжение строительства ледоколов типа «Арктика». 20 февраля 1981 г. на Балтийском заводе им. Серго Орджоникидзе в Ленинграде был заложен третий атомный ледокол этой серии — «Россия».
На «России» был внедрен комплекс конструктивных решений, направленных на дальнейшее повышение ледовых качеств атомохода. В частности, на нем предусмотрены устройства для уменьшения взаимодействия гребных винтов со льдом, средства для лучшей ледопроходимости, защиты корпуса от облипания и коррозии, а также для улучшения чистоты канала за ледоколом. Изменен состав оборудования, обеспечивающего ледовую разведку, в том числе в условиях полярной ночи. Ангар атомохода рассчитан на всепогодный вертолет Ка-32. Для приема информации о состоянии льда на большом расстоянии установлена специальная аппаратура, опытный образец которой был успешно опробован на «Сибири». Комплекс новейших технических средств обеспечивает решение навигационных задач при плавании в высоких широтах и все виды оперативной связи с материком и судами каравана. Основные технические решения по паротурбинной установке остались прежними, однако в составе установки заменены практически все вспомогательные механизмы, внесен ряд конструктивных улучшений в схемы. Состав средств автоматизации на ледоколе обеспечивает управление техническими средствами из центрального поста без несения постоянной вахты в помещениях энергетической установки. При корректировке проекта большое внимание было уделено дальнейшему улучшению условий жизни экипажа. Основные усилия были направлены на снижение шума и вибрации. Часть жилых помещений, располагавшихся в кормовой части второй палубы (наиболее неблагоприятной с точки зрения шума и вибрации), перенесена в надстройку. Существенно улучшена акустическая изоляция кают, оставшихся на второй и верхней палубах. Усовершенствованы вентиляционная сиcтема и система кондиционирования воздуха. Экипаж располагался в 149 каютах — 11 блок-каютах, 120 одноместных, 14 двухместных и 4 шестиместных, предназначенных для временного персонала — практикантов, ремонтного персонала и т.п.
В распоряжении экипажа кают-компания, столовая, библиотека, салон отдыха, салон «Природа» с живыми цветами и аквариумом, шахматный салон, кинозал на 100 мест, учебный класс и двухблочный спортивный комплекс, включающий в себя спортивный зал, зал тренажеров, кладовую спортинвентаря, раздевалку, душевую, плавательный бассейн и сауну. В спортивном комплексе можно играть в волейбол, баскетбол, настольный теннис, заниматься боксом, тяжелой атлетикой, спортивной гимнастикой, тренироваться на вело- и гребных тренажерах. Оформление интерьеров жилых и общественных помещений выполнено по индивидуальному архитектурно-художественному проекту. В них использованы живые цветы, предметы декоративно-прикладного искусства, набивные декоративные стеклоткани, современные ковровые покрытия.
10 лет назад Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал указ «О сооружении Белорусской атомной электростанции». В соответствии с положениями закона «Об использовании атомной энергии» решение о сооружении атомной электростанции или ее блока принимает глава государства. Данный указ позволяет генеральному подрядчику — ЗАО «Атомстройэкспорт» начать сооружение Белорусской АЭС.
К этому времени Белоруссия завершила необходимую подготовительную работу для начала строительства АЭС, в том числе в рамках принятых международных обязательств. В регионе размещения станции создана инфраструктура, необходимая для сооружения АЭС, разработана проектная документация, которая утверждена постановлением Совмина. Также заказчик объекта — госучреждение «Дирекция строительства атомной электростанции» — получил лицензию на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения в части работ по сооружению ядерных установок.