Календарь памятных дат и событий

2 ноября 1927 г.

95-летие со дня рож­де­ния Трут­нева Юрия Алек­се­е­вича, физика, одного из веду­щих участ­ни­ков работ по созда­нию тер­мо­ядер­ных заря­дов, ака­де­мика РАН (1991), Героя Соци­а­ли­сти­че­ского Труда (1962), лау­ре­ата Ленин­ской (1959) и Государ­ствен­ной(1984) пре­мий СССР.

2 ноября 1983 г.

Со ста­пе­лей Бал­тий­ского завода спу­щен на воду атом­ный ледо­кол «Рос­сия».

Наи­боль­шая длина ледо­кола — 150 м, ширина наи­боль­шая — 30 м, высота борта — 17,2 м, тип глав­ной уста­новки — атом­ная тур­бо­элек­три­че­ская, мощ­ность глав­ной уста­новки — 75 000 л. с., мак­си­маль­ная ско­рость хода на чистой воде — 20,8 уз.

Рейс «Арк­тики» на Север­ный полюс и высо­ко­ши­рот­ное пла­ва­ние «Сибири» под­твер­дили высо­кие тех­ни­че­ские и экс­плу­а­та­ци­он­ные каче­ства ато­мо­хо­дов, пока­зали, что они по-преж­нему оста­ются самыми мощ­ными и наи­бо­лее совре­мен­ными судами дан­ного типа. Это пред­опре­де­лило про­дол­же­ние стро­и­тель­ства ледо­ко­лов типа «Арк­тика». 20 фев­раля 1981 г. на Бал­тий­ском заводе им. Серго Орджо­ни­кидзе в Ленин­граде был зало­жен тре­тий атом­ный ледо­кол этой серии — «Рос­сия».

На «Рос­сии» был внед­рен ком­плекс кон­струк­тив­ных реше­ний, направ­лен­ных на даль­ней­шее повы­ше­ние ледо­вых качеств ато­мо­хода. В част­но­сти, на нем преду­смот­рены устрой­ства для умень­ше­ния вза­и­мо­дей­ствия греб­ных вин­тов со льдом, сред­ства для луч­шей лед­о­про­хо­ди­мо­сти, защиты кор­пуса от обли­па­ния и кор­ро­зии, а также для улуч­ше­ния чистоты канала за ледо­ко­лом. Изме­нен состав обо­ру­до­ва­ния, обес­пе­чи­ва­ю­щего ледо­вую раз­ведку, в том числе в усло­виях поляр­ной ночи. Ангар ато­мо­хода рас­счи­тан на все­по­год­ный вер­то­лет Ка-32. Для при­ема инфор­ма­ции о состо­я­нии льда на боль­шом рас­сто­я­нии уста­нов­лена спе­ци­аль­ная аппа­ра­тура, опыт­ный обра­зец кото­рой был успешно опро­бо­ван на «Сибири». Ком­плекс новей­ших тех­ни­че­ских средств обес­пе­чи­вает реше­ние нави­га­ци­он­ных задач при пла­ва­нии в высо­ких широ­тах и все виды опе­ра­тив­ной связи с мате­ри­ком и судами кара­вана. Основ­ные тех­ни­че­ские реше­ния по паро­тур­бин­ной уста­новке оста­лись преж­ними, однако в составе уста­новки заме­нены прак­ти­че­ски все вспо­мо­га­тель­ные меха­низмы, вне­сен ряд кон­струк­тив­ных улуч­ше­ний в схемы. Состав средств авто­ма­ти­за­ции на ледо­коле обес­пе­чи­вает управ­ле­ние тех­ни­че­скими сред­ствами из цен­траль­ного поста без несе­ния посто­ян­ной вахты в поме­ще­ниях энер­ге­ти­че­ской уста­новки. При кор­рек­ти­ровке про­екта боль­шое вни­ма­ние было уде­лено даль­ней­шему улуч­ше­нию усло­вий жизни эки­пажа. Основ­ные уси­лия были направ­лены на сни­же­ние шума и виб­ра­ции. Часть жилых поме­ще­ний, рас­по­ла­гав­шихся в кор­мо­вой части вто­рой палубы (наи­бо­лее небла­го­при­ят­ной с точки зре­ния шума и виб­ра­ции), пере­не­сена в над­стройку. Суще­ственно улуч­шена аку­сти­че­ская изо­ля­ция кают, остав­шихся на вто­рой и верх­ней палу­бах. Усо­вер­шен­ство­ваны вен­ти­ля­ци­он­ная сиcтема и система кон­ди­ци­о­ни­ро­ва­ния воз­духа. Эки­паж рас­по­ла­гался в 149 каю­тах — 11 блок-каю­тах, 120 одно­мест­ных, 14 двух­мест­ных и 4 шести­мест­ных, пред­на­зна­чен­ных для вре­мен­ного пер­со­нала — прак­ти­кан­тов, ремонт­ного пер­со­нала и т.п.

В рас­по­ря­же­нии эки­пажа кают-ком­па­ния, сто­ло­вая, биб­лио­тека, салон отдыха, салон «При­рода» с живыми цве­тами и аква­ри­умом, шах­мат­ный салон, кино­зал на 100 мест, учеб­ный класс и двух­б­лоч­ный спор­тив­ный ком­плекс, вклю­ча­ю­щий в себя спор­тив­ный зал, зал тре­на­же­ров, кла­до­вую спорт­ин­вен­таря, раз­де­валку, душе­вую, пла­ва­тель­ный бас­сейн и сауну. В спор­тив­ном ком­плексе можно играть в волей­бол, бас­кет­бол, настоль­ный тен­нис, зани­маться бок­сом, тяже­лой атле­ти­кой, спор­тив­ной гим­на­сти­кой, тре­ни­ро­ваться на вело- и греб­ных тре­на­же­рах. Оформ­ле­ние инте­рье­ров жилых и обще­ствен­ных поме­ще­ний выпол­нено по инди­ви­ду­аль­ному архи­тек­турно-худо­же­ствен­ному про­екту. В них исполь­зо­ваны живые цветы, пред­меты деко­ра­тивно-при­клад­ного искус­ства, набив­ные деко­ра­тив­ные стек­ло­ткани, совре­мен­ные ков­ро­вые покры­тия.

2 ноября 2011 г.

Кали­нин­скую атом­ную стан­цию посе­тили осно­ва­тель и пре­зи­дент Меж­ду­на­род­ной ассо­ци­а­ции «Защит­ники при­роды за атом­ную энер­ге­тику», эко­лог, автор книг Бруно Комби и его кол­лега — член науч­ного коми­тета Меж­ду­на­род­ной ассо­ци­а­ции «Защит­ники при­роды за атом­ную энер­ге­тику» Жак Фрот. Визит состо­ялся после уча­стия зару­беж­ных кол­лег в V Меж­ду­на­род­ной выставке и кон­фе­рен­ции «Атом­эко-2011», орга­ни­зо­ван­ной Госкор­по­ра­цией «Роса­том». Основ­ной целью поездки на Кали­нин­скую АЭС стало озна­ком­ле­ние эко­ло­гов с рабо­той одного из совре­мен­ных про­мыш­лен­ных атом­ных объ­ек­тов Рос­сии и мно­го­сту­пен­ча­той систе­мой без­опас­но­сти атом­ной стан­ции.

В ходе пре­бы­ва­ния на КаАЭС Б. Комби и Ж. Фрот посе­тили машин­ный зал и блоч­ный пункт управ­ле­ния энер­го­блока № 3, про­мыш­лен­ную тер­ри­то­рию атом­ной стан­ции. По ито­гам состо­я­лась встреча с обще­ствен­но­стью города-спут­ника атом­ной стан­ции Удомли.

Во время пре­бы­ва­ния на Кали­нин­ской АЭС Б. Комби исполь­зо­вал при­ве­зен­ный с собой счет­чик Гей­гера. На всем про­тя­же­нии марш­рута при­бор пока­зы­вал зна­че­ния есте­ствен­ного ради­а­ци­он­ного фона.

2 ноября 2013 г.

Пре­зи­дент Рес­пуб­лики Бела­русь Алек­сандр Лука­шенко под­пи­сал указ «О соору­же­нии Бело­рус­ской атом­ной элек­тро­стан­ции». В соот­вет­ствии с поло­же­ни­ями закона «Об исполь­зо­ва­нии атом­ной энер­гии» реше­ние о соору­же­нии атом­ной элек­тро­стан­ции или ее блока при­ни­мает глава госу­дар­ства. Дан­ный указ поз­во­ляет гене­раль­ному под­ряд­чику — ЗАО «Атом­строй­экс­порт» начать соору­же­ние Бело­рус­ской АЭС.

К этому вре­мени Бело­рус­сия завер­шила необ­хо­ди­мую под­го­то­ви­тель­ную работу для начала стро­и­тель­ства АЭС, в том числе в рам­ках при­ня­тых меж­ду­на­род­ных обя­за­тельств. В реги­оне раз­ме­ще­ния стан­ции создана инфра­струк­тура, необ­хо­ди­мая для соору­же­ния АЭС, раз­ра­бо­тана про­ект­ная доку­мен­та­ция, кото­рая утвер­ждена поста­нов­ле­нием Сов­мина. Также заказ­чик объ­екта — гос­учре­жде­ние «Дирек­ция стро­и­тель­ства атом­ной элек­тро­стан­ции» — полу­чил лицен­зию на право осу­ществ­ле­ния дея­тель­но­сти в обла­сти исполь­зо­ва­ния атом­ной энер­гии и источ­ни­ков иони­зи­ру­ю­щего излу­че­ния в части работ по соору­же­нию ядер­ных уста­но­вок.