Календарь памятных дат и событий

11 августа 1963 г.

60 лет назад в г. Димит­ров­граде на пло­щадке НИИАР им. В.И. Ленина нача­лась экс­плу­а­та­ция пер­вой в мире блочно-транс­пор­та­бель­ной атом­ной элек­тро­стан­ции «Арбус» (Арк­ти­че­ская реак­тор­ная блоч­ная уста­новка).

С самого начала 1960-х гг. в СССР увле­ченно рабо­тали над про­ек­том подвиж­ной АЭС малой мощ­но­сти, спо­соб­ной обхо­диться без гро­мозд­кого при­воз­ного топ­лива и дей­ство­вать в уда­лен­ных и труд­но­до­ступ­ных, а также кли­ма­ти­че­ски небла­го­при­ят­ных для обыч­ных элек­тро­стан­ций рай­о­нах.

Про­ек­ти­ро­ва­ние блочно-транс­пор­та­бель­ной АЭС нача­лось в апреле 1961 г. Теп­ло­но­си­те­лем и замед­ли­те­лем в уста­новке слу­жила высо­ко­ки­пя­щая орга­ни­че­ская жид­кость (гид­ро­ста­би­ли­зи­ро­ван­ный газойль).

«Арбус» состоял из 19 бло­ков-узлов. Масса каж­дого не пре­вы­шала 20 т, поэтому для доставки стан­ции к месту пред­сто­я­щей экс­плу­а­та­ции спе­ци­аль­ный транс­порт был не нужен. Теп­ло­вая мощ­ность «Арбуса» дости­гала 5000 кВт, элек­три­че­ская мощ­ность — 750 кВт. «Арбус» не только снаб­жал свой мик­ро­район элек­тро­энер­гией, но и обо­гре­вал холод­ные поме­ще­ния.

Одним из глав­ных резуль­та­тов экс­плу­а­та­ции АЭС «Арбус» яви­лось прак­ти­че­ское дока­за­тель­ство высо­кой доступ­но­сти обо­ру­до­ва­ния АЭС с орга­ни­че­ским теп­ло­но­си­те­лем для обслу­жи­ва­ния и ремонта без дез­ак­ти­ва­ции.

11 августа 1988 г.

Поста­нов­ле­нием Пра­ви­тель­ства при­нят на воору­же­ние ракет­ный ком­плекс с меж­кон­ти­нен­таль­ной раке­той Р-36М2 с раз­де­ля­ю­щейся голов­ной частью. Ракет­ный ком­плекс Р-36М2 «Вое­вода» (15П018М) чет­вер­того поко­ле­ния с мно­го­целе­вой меж­кон­ти­нен­таль­ной раке­той тяже­лого класса 15А18М раз­ра­бо­тан в Кон­струк­тор­ском бюро «Южное» (г. Дне­про­пет­ровск) под руко­вод­ством ака­де­мика В.Ф. Уткина. Ком­плекс «Вое­вода» пред­на­зна­чен для пора­же­ния всех видов целей, защи­щен­ных совре­мен­ными сред­ствами ПРО, в любых усло­виях бое­вого при­ме­не­ния, в т.ч. при мно­го­крат­ном ядер­ном воз­дей­ствии по пози­ци­он­ному рай­ону (гаран­ти­ро­ван­ный ответ­ный удар). Летно-кон­струк­тор­ские испы­та­ния ком­плекса Р-36М2 нача­лись на Бай­ко­нуре в 1986 г. Высо­кие бое­вые и экс­плу­а­та­ци­он­ные харак­те­ри­стики ракет­ного ком­плекса под­твер­ждены назем­ными (в т.ч. физи­че­ский опыт) и лет­ными испы­та­ни­ями.

Пер­вые ракет­ные полки, име­ю­щие на воору­же­нии Р-36М2, засту­пили на бое­вое дежур­ство под горо­дом Дом­ба­ров­ский Орен­бург­ской обла­сти. До 1990 г. ком­плексы постав­лены на бое­вое дежур­ство в диви­зиях, дис­ло­ци­ро­ван­ных под горо­дами Ужур и Дер­жа­винск. В НАТО ракета Р-36М2 «Вое­вода» полу­чила обо­зна­че­ние SS-18 Satan (Сатана).

Поста­нов­ле­нием ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР от 11.08.1988 г. ракет­ный ком­плекс при­нят на воору­же­ние. Испы­та­ния ком­плекса со всеми видами бое­вого осна­ще­ния завер­ши­лись в сен­тябре 1989 г. Ракеты этого типа явля­лись самыми мощ­ными из всех меж­кон­ти­нен­таль­ных ракет. По тех­но­ло­ги­че­скому уровню ком­плекс не имеет ана­ло­гов среди зару­беж­ных РК. Высо­кий уро­вень так­тико-тех­ни­че­ских харак­те­ри­стик делал его надеж­ной осно­вой СЯС в реше­нии задач под­дер­жа­ния военно-стра­те­ги­че­ского пари­тета. РК являлся базо­вым по созда­нию асим­мет­рич­ных мер про­ти­во­дей­ствия мно­го­э­ше­ло­ни­ро­ван­ной системе ПРО с эле­мен­тами кос­ми­че­ского бази­ро­ва­ния.

Ракета имела повы­шен­ную стой­кость к пора­жа­ю­щим фак­то­рам ядер­ного взрыва. Кон­струк­торы преду­смот­рели воз­мож­ность пуска Р-36М2 даже после нане­се­ния веро­ят­ным про­тив­ни­ком ядер­ного удара по пози­ци­он­ному рай­ону ракет. Ракета покрыта тем­ным теп­ло­за­щит­ным покры­тием, облег­ча­ю­щим про­хож­де­ние через пыле­вое облако, обра­зо­вав­ше­еся после ядер­ного взрыва. Дат­чики, изме­ря­ю­щие ней­трон­ное и гамма- излу­че­ние, реги­стри­ро­вали опас­ный уро­вень и на время про­хож­де­ния раке­той ядер­ного «гриба» выклю­чали систему управ­ле­ния, при этом дви­га­тели про­дол­жали рабо­тать, а система оста­ва­лась ста­би­ли­зи­ро­ван­ной до момента выхода ракеты из опас­ной зоны, после чего авто­ма­тика системы управ­ле­ния вклю­ча­лась и кор­рек­ти­ро­вала тра­ек­то­рию.