Основание НИКИЭТ. Постановлением Совета Министров СССР Специальное конструкторское бюро НИИхиммаша было передано в состав Минсредмаша СССР. На его базе был образован Научно-исследовательский институт № 8 (НИИ-8, ФГУП «Научно- исследовательский и конструкторский институт энерготехники (НИКИЭТ) им. Н.А. Доллежаля»), которому предписывалось выполнение научно-исследовательских, опытных и проектно-конструкторских работ по созданию ядерно-энергетической установки первой отечественной атомной подводной лодки.
И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта № 627», т.е. о начале работ по проектированию опытной атомной подводной лодки, оснащенной торпедами с ядерным зарядом. Именно с подписанием этого постановления связывают начало атомной истории флота. Два корабля: «К-3» — головная атомная подводная лодка (ПЛА) проекта 627 с водо-водяной ядерной энергетической установкой и «К-27» — головная ПЛА проекта 645 с качественно новой ядерной энергетической установкой, использующей в 1-м контуре жидкометаллический теплоноситель, олицетворяют собою два направления технического развития флотской атомной энергетики.
К 1952 г. принципиальная научная сторона проблемы создания судового реактора стала достаточно ясной. Стало также очевидным, что для того, чтобы атомная установка могла быть размещена на подводной лодке и обеспечила ей требуемую скорость, надо создать реактор тепловой мощностью почти в пять раз большей (140 МВт), чем мощность реактора первой атомной электростанции, и размерами, допускающими размещение реактора вместе с биологической защитой в отсеке диаметром 6,8 м и длиной 9,8 м. Высота же реактора первой атомной электростанции с биологической защитой составляла 8 м.
Одновременно стали известны масштабы и темпы работ, проводимых в этой области в США. Следует отметить, что США к работам по созданию атомных судовых установок приступили значительно раньше: уже в 1945 г., после проведения первых атомных взрывов, по заказу ВМС были развернуты широкие проектные и исследовательские работы по атомным установкам применительно к подводным лодкам. В мае 1953 г. на испытательной станции «Айдахо» начал эксплуатироваться наземный прототип реактора для атомной подводной лодки и было начато строительство двух опытных атомных подводных лодок «Наутилус», «Си Вульф». Указанные обстоятельства, по соображениям обеспечения обороноспособности страны, выдвинули на первый план задачу скорейшего создания отечественных атомных судовых установок. В частности, в первых пяти пунктах постановления записано:
«Совет Министров Союза ССР постановляет:
1. Обязать Первое Главное управление при Совете Министров СССР (тт. Ванникова, Завенягина, Курчатова) и Министерство судостроительной промышленности (тт. Малышева, Носенко, Чиликина):
а) организовать научно-исследовательские и проектные работы по созданию объекта № 627, исходя из необходимости окончания сооружения этого объекта в 1955 г.;
б) представить на утверждение Совета Министров СССР:
— к 1 февраля 1953 г. предэскизный проект и тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта объекта № 627, исходя из скорости в погруженном состоянии 20-25 узлов, длительности пребывания под водой при использовании полной скорости не менее 30-60 суток и глубины погружения в 200-300 м;
— к 1 октября 1952 г. план работ по объекту № 627 на период октябрь 1952 г.-февраль 1953 г.;
— в феврале 1953 г. план основных исследовательских и проектных работ на 1953 г. и мероприятия по обеспечению этих работ, исходя из окончания эскизного проекта объекта № 627 в 1953 г.
2. Возложить на Первое Главное управление при Совете Министров СССР (тт. Ванникова, Завенягина, Курчатова) общее руководство научно-исследовательскими работами и работами по проектированию объекта № 627, а также испытание опытных атомных установок для него, разработку ядерно-физических вопросов, изготовление тепловыделяющих элементов и регенерацию обогащенного урана.
3. Возложить строительство объекта № 627, а также разработку корабельной части, механизмов и вооружения объекта на Министерство судостроительной промышленности (тт. Малышева, Чиликина).
4. Для руководства научно-исследовательскими, опытными и проектно-конструкторскими работами и рассмотрения вопросов, связанных с сооружением опытных агрегатов и объекта № 627, организовать при Научно-техническом совете Первого Главного управления при Совете Министров СССР секцию № 8 в составе тт. Малышева В.А. — (председатель секции), Славского Е.П. — (заместитель председателя секции), Александрова А.П. — (заместитель председателя секции), Доллежаля Н.А., Блохинцева Д.И., Чиликина Б.Г., Позднякова Б.С., Полушкина Ф.Ф.
Повседневное руководство работой организаций, привлекаемых к выполнению заданий по объекту № 627, возложить на отдел № 5 Первого Главного управления при Совете Министров СССР (т. Позднякова).
5. Утвердить:
— научным руководителем работ по осуществлению объекта № 627 — члена-корреспондента АН СССР Александрова А.П.;
— заместителем научного руководителя по ядерным расчетам и исследованиям — профессора Блохинцева Д.И.;
— главным конструктором комплексной энергетической установки объекта № 627 — профессора Доллежаля Н.А.;
— главным конструктором объекта № 627 т. — Перегудова В.Н., с освобождением его от работы в ЦНИИ-45 Министерства судостроительной промышленности…».
АО «Всерегиональное объединение «Изотоп», интегратор ГК «Росатом» в области оборота и продвижения изотопной продукции, поставило уникальные образцы изотопа циркония Zr-96 в Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) в г. Дубне. Изотоп Zr-96, произведённый на мощностях АО «ПО ЭХЗ», будет применяться в лабораторных исследованиях в сфере физики, в частности для изучения фундаментальных частиц нейтрино. Уникальный образец обогащенного Zr-96 позволит провести новые исследования как нейтринной моды двойного бета-распада этого изотопа, так и поиск безнейтринной моды на новых уровнях чувствительности.